Музыкальные пальчиковые игры и гимнастика
Пальчиковые игры – это форма проведения пальчиковой гимнастики путем инсценировки сказок, выдуманных историй или незамысловатых рифмованных рассказов и детских стишков..
Актуальность использования пальчиковых игр в музыкальном воспитании
дошкольников вызвана тем, что они играют очень важную роль в общем развитии
ребёнка. Упражнения на развитие мелкой моторики укрепляют мелкие мышцы кисти
руки, что, в свою очередь, помогает в игре на музыкальных инструментах, в
рисовании, а в дальнейшем в письме, помогают детям отдохнуть, расслабиться на
занятии. Разучивание при этом забавных стишков, прибауток развивает детскую
память, речь, интонационную выразительность. Дети учатся рассказывать
выразительно, эмоционально.
Пальчиковые игры подходят для детей от года и старше.
Дети в возрасте от года до трёх лет хорошо воспринимают игры, выполняемые с пальчиками
одной руки. От трёх до четырёх лет они уже могут воспринимать игры, где
задействованы обе руки. К четырём годам нормально развитый ребёнок должен уметь
сознательно выполнять упражнения нужной рукой, оставляя другую руку свободной,
тем самым дифференцированно управлять собственным мышечным напряжением и
расслаблением.
В младших группах простые пальчиковые игры с текстом
направлены на развитие координации движений пальцев и кисти руки, учат
соотносить движения с содержанием потешек, стихов.
К старшему возрасту пальчиковые игры помогают развить
чувство ритма, формируют понятия звуковысотного слуха и голоса, развивают
память, интонационную выразительность и артикуляционный аппарат.
Музыкальное сопровождение пальчиковых игр развивает
музыкальные способности ребёнка: слух, вокальные данные, музыкальную память,
позволяет познакомить детей с элементарной теорией музыки и создаёт ребёнку
благоприятную атмосферу для занятия.
Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением и без
него могут проводиться на праздниках, на прогулках, во время проведения
индивидуальной работы, на музыкальных занятиях и дома. •
Все пальчиковые игры проводятся тремя
способами:
1) взрослый сам выполняет движения – ребенок смотрит;
2) взрослый выполняет движения руками ребенка;
3) ребенок выполняет движения своими руками.
Продолжительность пальчиковых игр зависит от возраста
детей. Для младшего дошкольного возраста (до 3-4 лет) рекомендуемое время от 3
до 5 минут, для среднего и старшего дошкольного возраста (4 -7 лет) 10 -15 мин.
В день.
Пальчиковая гимнастика для детей направлена на
улучшение как эмоционального, так и физического здоровья.
Китайская
пословица гласит: «Расскажи – и я
забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – я пойму! »
Действительно,
пальчиковая гимнастика полностью отвечают этим трем принципам: «Слышу. Вижу. Делаю».
Существуют
следующие виды пальчиковых игр:
-Пальчиковые игры с предметами;
-Активные игры со стихотворным сопровождением;
-Игры - манипуляции;
-Пальчиковые игры на основе сказок;
-Пальчиковые игры с элементами самомассажа;
-Пальчиковые игры с муз. сопровождением.
Первый вид - пальчиковые игры с предметами. Они развивают мышление,
повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к
деятельности. В качестве предметов можно использовать массажные мячи,
карандаши, прищепки, грецкие орехи, пуговицы, бусы, крупы, компьютерная
клавиатура и т.д. Для игры можно найти пару
потешек или даже придумать самостоятельно небольшой стишок.
Пальчиковая
гимнастика с компьютерной
клавиатурой
По клавиатуре пальчики
Прыгают, как зайчики.
Пальцы буквы нажимая,
Развиваются, играя.
Хаотичное нажатие на кнопки клавиатуры пальцами обеих
рук.
Пальчиковая
гимнастика с карандашом
крутить пока ладошки не разогреются
Карандашик я кручу
Пальчик ловким быть учу
Карандашик дорогой
Поиграй-ка
ты со мной
(Карандаш взять за два конца обеими руками)
Я по
мостику хожу
Крепкий ль
мостик погляжу.
Пальчиковая
гимнастика с губкой
Наш веселый крокодил он по улице ходил
Он гулял, гулял, гулял
Пять лягушек повстречал
А лягушки испугались
Сразу тут же разбежались
А наш зеленый крокодил
Сразу, сразу загрустил
Вы лягушки не бегите Губкой
каждый пальчик
Вы лягушки погодите обтирает
Я не буду вас кусать
Я вас буду щекотать.
Пальчиковая гимнастика со шнурком.
«Змейка»
Предложить ребенку покрутить шнурок между
подушечками большого и указательного пальцев, большого и среднего и т.д.:
Вот
сегодняшний урок:
У меня в
руках шнурок.
Змейкой
извивается,
Вперед
ползти пытается.
Пальчиковая гимнастика с щёткой для волос
Расположить щётку для волос между прямыми ладонями и
делая движения вперёд-назад ладонями приговаривать:
У сосны, у пихты, ёлки,
Очень колкие иголки,
Но сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник!
Пальчиковая гимнастика игра с крышками от бутылок
Расположить две крышки на столе, в
каждую крышку поставить по одному указательному пальцу с
обеих рук, "шагая" вперёд приговаривать:
Мы едем на лыжах,
Мы мчимся с горы.
Мы любим забавы,
Холодной зимы!
Пальчиковая гимнастика с прищепками
Солнце (прищепки)
|
|
Вышло
из-за тучки солнце
|
Закреплять
прищепки на каждый лучик муляжа солнышка.
|
И глядит в
моё оконце.
От него
лучей так много,
Что
просохли все дороги.
|
|
Тучки (прищепки)
|
|
А вот и
облачко – смотри
|
|
Прищепки
вниз цепляем мы.
|
Закреплять
прищепки по нижнему краю муляжа облачка.
|
Это дождь
идёт грибной:
Весёлый,
тёплый озорной.
|
Мыли мылом ножки,
(Гладим коленочки.)
Ладушки – ладошки.
(Хлопаем в ладошки.)
Наварили кашки,
Помешали ложкой,
(Мешают ложкой, ладошка- кулачок.)
Вот какие ладушки,
Ладушки – ладошки.
(Хлопаем в ладошки.)
Курочке Пеструшке
Накрошили крошки.
Вот какие ладушки,
Ладушки – ладошки.
(Хлопаем в ладошки.)
Пожалели птичку,
Погрозили кошке.
Ладушки – ладошки.
(Хлопаем в ладошки.)
Строили ладошки
(Стучат кулачками.)
Домик для матрешки.
Ладушки – ладошки.
(Хлопаем в ладошки.)
Прилегли ладошки
(ладошки ложатся спать под щеку)
Отдохнуть немножко.
Вот какие ладушки,
Ладушки – ладошки.
(Хлопаем в ладошки.)
Дети очень любят активные игры со стихотворным сопровождением. Именно этот вид игр побуждает детей к
творчеству, в стихотворной форме игра запоминается быстрее. Дети могут
проговаривать и выполнять движение пальчиками как в свободное время, так и на
прогулке.
Ладушки-ладошки
Мыли мылом ушки,
Вот какие ладушки,
(Соединяют большой палец, указательный и
средний-
«покрошили» обеими руками.)
(Гладим ладошки.)
(Грозим пальчиком.)
Вот какие ладушки,
(Ладошки изображают домик над головой.)
Вот какие ладушки,
Игры-
манипуляции.
Такие игры ребенок может выполнять
самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом
пальчике ребенок видит тот или иной образ.
Например, пальчиковая гимнастика «Бабушка
Наташа!»
Как у
бабушки Наташи
Ели
вкусную мы кашу,
Каша
пшенная с дымком
С
хлебом, с маслом, с молоком
Взяли мы
большие ложки
Съели все до самой крошки
Вот
какая каша у бабушки Наташи
Пальчиковые игры на основе сказок.
Такие комплексы пальчиковых игр
позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают
психоэмоциональное напряжение. В работе с детьми можно использовать готовый
пальчиковый театр, также пальчиковый театр виде маленьких вязаных колпачков,
что придает двойной эффект – массаж фаланг пальцев руки, также можно нарисовать
героев сказок на подушечках пальцев и с удовольствием проиграть сказку с
детьми.
Пальчиковые
игры с элементами самомассажа.
В данных играх используются традиционные для массажа движения -разминание,
растирание, надавливание, пощипывание – такие движения выполняются от периферии
к центру.
«У жирафа пятна»
«Прищепки
щипают пальчики»
«Массаж
паровозик»
«Кинетический
песок»
Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением.
Здесь можно использовать пальчиковые
игры под музыку от Екатерины
Железновой. Такие игры очень интересны
для детей, так же использовать видео, пальчиковые песни.
1.
У жирафа
пятна
2.
Мы кружок
нарисовали
3.
Где же наши
ручки
4.
Шла кукушка
5.
Маленькая
мышка
6.
Ладошка
Комментариев нет:
Отправить комментарий